Cruiseinform.RU

Северо-Двинский канал




Северо-Двинский канал — судоходный канал, соединяющий реку Шексну, впадающую в реку Волгу и являющуюся часть Волго-Балтийского канала и реку Сухону, впадающую в Северную Двину. Расположен в Вологодской области (Россия). Канал был построен с 1825 по 1828 годы и официально открыт 23 августа 1828 года. Его главным предназначением было создание водного пути между Санкт-Петербургом и Архангельском. Транзитная навигация на канале длится с 5 мая по 15 октября — времени работы шлюзов. Северо-Двинский канал относится к внутренним водным бассейнам разряда «Р» (по классификации Российского Речного Регистра). Обслуживанием канала и поддержанием судоходной обстановки занимается ФБУ «Администрация «Севводпуть».

Северо-Двинский канал
Фото: wikimapia.org

Северо-Двинская шлюзованная система пересекает водораздел рек Шексны и Сухоны и состоит из ряда каналов, озер и рек. Протяженность искусственных водных путей составляет 127 км. В составе Северо-Двинской системы — 4 гидроузла, на которых расположены: 6 шлюзов, 6 водоподпорных плотин, 2 заградительные плотины, 5 искусственных судоходных каналов, 4 понтонные переправы. Гарантированная глубина на участке от шлюза №2 до шлюза №7 — 160 / 180 см, ширина судового хода — 20 метров, радиус закругления — 200 метров.

Канал берет начало у населенного пункта Топорня на реке Шексне, проходит через Сиверское озеро, затем Покровское, Зауломское, Пигасово и Кишемское озера, реку Иткла,  Благовещенское озеро, реку Порозовица и затем по Кубенскому озеру из которого берет свое начало река Сухона.

После постройки водный путь получил название канал Александра Виртембергского — в честь управляющего путями сообщения Российской империи в 1822—1833 годах, герцога вюртембергского Александра Фридриха Карла фон Вюртембергского.

Изначально на канале было 14 шлюзов, которые строились под суда длиной до 27 метров, шириной до 8 метров и осадкой до 1 метра. С 1861 года шлюзы канала неоднократно модернизировались из-за увеличения габаритов судов. К началу 1900-х годов шлюзы были рассчитаны на прием судов длиной до 42,6 метров, шириной до 8,5 метров и осадкой в 1,4 метра. После проведения в 1882—1889 годах дноуглубительных работ количество шлюзов на канале сократили до 10. В 1916—1921 годах была проведена капитальная реконструкция канала во время которой вместо 9 старых шлюзов были построены 6 новых шлюзов. Изменились снова и габариты камер, которые были рассчитаны на прием судов длиной 150 метров, шириной 12 метров и осадкой 1,8 метра.

После ввода в эксплуатацию Волго-Балтийского канала и образования Шекснинского водохранилища был затоплен шлюз №1 Северо-Двинского канала. Таким образом, сейчас на канале 6 шлюзов, нумерация которых начинается с №2 и идет до №7. До второй половины 2010-х годов шлюзы канала были деревянными, но после реконструкции, начатой в 2013 году, все они стали железобетонными.

Северо-Двинский канал
Фото: Ирина Василевич

Пассажирские перевозки по каналу

До второй половины 1980-х годов по каналу проходил маршрут регулярного пассажирского рейса Вологда — Кириллов, на котором работали теплоходы проекта 331 — «Артем Коровин», «Николай Яковлев» и «Александр Клубов».

Круизы по каналу

С первой половины 2000-х и до первой половины 2010-х годов по каналу раз в навигацию выполнялся круизный рейс на теплоходе «Николай Яковлев». После 2012 года подобных рейсов по каналу не проводится.

Грузоперевозки по каналу

Грузоперевозки по каналу в настоящее время минимальны. Основной груз — лесоматериалы и незначительное количество нерудных грузов (песок, щебень).

Шлюзы на Северо-Двинском канале:

шлюз №2 (Топорня)
шлюз №3 (Топорня)
шлюз №4 (река Иткла)
шлюз №5 (река Порозовица)
шлюз №6 (река Порозовица)
шлюз №7 «Знаменитый» (река Сухона)

Карта Северо-Двинского канала:


Увеличить

Озера на Северо-Двинском канале (от Шексны к Сухоне):

Озеро Сиверское
Озеро Покровское
Озеро Пигасово
Озеро Кишемское
Озеро Татаровское
Благовещенское озеро
Кубенское озеро

Населенные пункты на Северо-Двинском канале:

Васняково (деревня)
Волокославинское (село)
Карботка (деревня)
Кириллов (город)
Красново (деревня)
Суховерхово (деревня)
Топорня (деревня)
Устье (село)
Шера (деревня)

Мосты на на Северо-Двинском канале (от Шексны к Сухоне):

Мост в Топорне у шлюза №2
Понтонный мост в городе Кириллове
Понтонный мост у деревни Поздышка
Автомобильный мост на трассе А-119 (Вологда — Медвежьегорск)
Автомобильный мост в деревне Волокославинское


Теги: Северо-Двинский канал

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151606168921