Cruiseinform.RU

Веселовский гидроузел (река Маныч)




Веселовский гидроузел — гидроузел, расположенный на реке Маныч (левый приток реки Дон), у посёлка Весёлый в Весёловском районе Ростовской области России, примерно в 70 км к юго-востоку от Ростова-на-Дону, между Пролетарским и Усть-Манычским гидроузлами.

Строительство Веселовского гидроузла было начато в 1935 году. Введен в эксплуатацию в 1941 году. Летом 1942 года гидроузел был взорван отступавшими советскими войсками. В 1948 году была восстановлена плотина (введена в постоянную эксплуатацию в 1951 году), а весной 1949 года началось восстановление ГЭС и шлюза. В 1952 году шлюз был введен в постоянную эксплуатацию.

Веселовский гидроузел относится к Манычской шлюзованной системе. Он был построен как часть проекта Манычского судоходного канала, который должен был соединить водным путем Азовское и Каспийское моря. С началом Великой Отечественной войны строительство канала было приостановлено. В послевоенные годы взорванные гидросооружения недостроенного канала были восстановлены, однако в связи с вводом в строй Волго-Донского судоходного канала, проект Манычского канала был отменен.

Веселовский шлюз (река Маныч)
Фото: Росморечфлот

Гидроузел состоит из судоходного однокамерного железобетонного шлюза, земляной плотины с донным водосбросом (объёмом 150 м3/сек) в теле плотины. Также в теле земляной плотины имеется водозабор сифонного типа и ГЭС, которая находится в нерабочем состоянии.

Назначение Веселовского гидроузла — создание напорного фронта на реке Маныч, обеспечение судоходных габаритов (глубин), пропуск судов, регулирование стока реки.

Земляная плотина выполнена из суглинистых грунтов. Общая длина плотины — 6,3 км.  Максимальная высота плотины — 12,24 метров. Ширина по гребню — 8,10 метров, ширина по основанию — 84,5 метров.  Максимальный расчетный напор — 8,5 метров.

Судоходный шлюз однокамерный, однониточный. Общая длина шлюза между наружными гранями устоев — 170,80 метров. Камера шлюза имеет габариты 128 метров (длина) на 15 метров (ширина), с проектной глубиной на нижнем короле 2,6 метров, а на верхнем — 2,85 метров. Максимальный расчетный уровень воды в верхнем бьефе гидроузла — 11,30 метров, в нижнем бьефе — 2,98 метров. Минимальный расчетный навигационный уровень воды в верхнем бьефе — 9,25 метров, нижнем бьефе — 2,75 метров.

В нижнем подходе имеются направляющие металлические палы из шпунта. На верхней голове шлюза имеется ремонтное заграждение, состоящее из 19 ферм Томаса, на нижней голове ремонтные заграждения отсутствуют. Двустворчатые ворота верхней головы стоечного типа со стационарным реечным электромеханическим приводом, затворы водопроводных галерей — плоские подъемно-опускные. Ворота нижней головы —  двустворчатые, ригельного типа со стационарным приводом, затворы водопроводных галерей сегментного типа со стационарным тросовым приводом. Затворы водосброса имеют цепной электромеханический привод.

В конструкции Веселовского шлюза также встроен поворотный автодорожный мост, расположенный у нижней головы шлюза, который в настоящее время выведен из эксплуатации в связи с введением в 1998 году в эксплуатацию нового автодорожного моста.

Обслуживанием шлюза и поддержанием судоходной обстановки занимается ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация». Сроки работы шлюза — с 6 апреля по 23 октября.

Создание гидроузла привело к образованию Веселовского водохранилища, имеющего протяженность 96 км, площадь — 238 км2, полный объем — 1 млрд м3, глубина — до 4,5 метров. Нормальный  подпорный уровень воды в водохранилище — 9,50 метров.

Веселовский гидроузел на карте:

Манычская шлюзованная система на реке Маныч
Увеличить карту >>

Другие гидроузлы на реке Маныч:

Веселовский гидроузел
Пролетарский гидроузел
Усть-Манычский


Теги: Веселовский гидроузел, река Маныч, Ростовская область

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться
3.151586405182