Беломорско-Балтийский канал — судоходный канал в России, соединяющий Белое море с
Онежским озером, который является важнейшим транспортным коридором, дающим выход из северных морей в водные пути Европейской части России. Трасса канала проходит по территории республики Карелия. Управление канала находится в городе Медвежегорск.
Фото: Михаил Архипов
История строительства Беломорско-Балтийского канала
Беломорско-Балтийский канал был построен в 1931 — 1933 годах. 18 февраля 1931 года постановлением Совета труда и обороны было дано задание для проектирования и определения габаритов будущего канала. Беломорканал предназначался для пропуска в основном несамоходных барж (лихтеров) с буксирной тягой. Проект канала был разработан группой инженеров под руководством С. Я. Жука. Открытие состоялось 2 августа 1933 года. До 1961 года канал назывался Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. Первоначально канал был построен с меньшими габаритами камер шлюзов и глубинами, чем изначально планировалось. Это произошло в следствии ускорения строительства и сдачи его в эксплуатацию. Ввод Беломорканала в эксплуатацию позволил создать Северную военную флотилию, которая в дальнейшем преобразовалась в Северный флот.
В годы Великой Отечественной войны часть гидросооружений канала, расположенных в южной (в Повенце) части, были разрушены советскими войсками перед захватом их финской армией. В послевоенное время они были восстановлены. В начале 1950-х годов существовал проект по строительству на трассе канала монументов в честь победы в Великой Отечественной войне, но в итоге это было реализовано при строительстве
Волго-Донского судоходного канала.
В 1960-х годах судоходные габариты канала были доведены до величин, обозначенных в проекте строительства канала. Первоначально все сооружения канала были из дерева, последний деревянный шлюз на канале был заменен на железобетонные конструкции в 2010 году.
Беломорско-Балтийский канал на карте
(Увеличить карту)
Характеристика Беломорско-Балтийского канала
Длина канала — 227 км, на трассе канала расположено 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков, 34 искусственных канала. Судовой ход проходит как по искусственным участкам, в том числе и прорубленным в скалах, так и по акваториям озер. Минимальная глубина канала — 4 метра, максимальная глубина по судовому ходу на трассе Беломорканала — 20,5 метров (озеро Выг). Важнейшие сооружения канала — водосбросные плотины №21, №25 и №27, удерживающие объём воды более 10 млрд м3.
Общая длина шлюзов между наружными гранями устоев — от 170 (однокамерные) до 325 (двухкамерные) метров. Габаритные размеры камер: длина — 133,5 метров, ширина — 14,5 метров, гарантированная глубина на пороге — 4 метра.
Камеры шлюзов при строительстве канала имели деревянную ряжевую конструкцию. В современном виде камеры шлюзов имеют три типовые конструкции: на мягких основаниях расположены железобетонные, докового типа с неразрезным днищем и вутами; на скальных основаниях – выполненные в виде подпорных стенок уголкового профиля из монолитного железобетона; две нижние камеры шлюзов N10 и №11 представляют собой облицовку скалы стальными шпунтовыми панелями с засыпкой, выполненной калиброванным щебнем. Система питания — головная, осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи, устроенные в головах шлюза и перекрываемые вертикальными цилиндрическими затворами. Рабочие затворы шлюзов выполнены в виде двустворчатых ворот ригельного типа.
Навигация на Беломорско-Балтийском канале
Обслуживанием судоходной обстановки на канале занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» (
ФБУ «Администрация Беломорканал»).
Даты начала транзитной навигации на канале зависят от сроков работы судоходных шлюзов. С 20 мая по 31 октября работают шлюзы №1 — №9, а с 20 мая по 15 октября — шлюзы №10 — №19.
Судоходство на Беломорско-Балтийском канале
С вводом в эксплуатацию в 1964 году
Волго–Балтийского водного пути объем грузоперевозок по Беломорканалу резко вырос. Он стал важнейшим звеном транзитных перевозок грузов из портов Белого моря в Прибалтику и центральные районы РСФСР. Через канал везли железную руду из Кандалакши на
комбинат «Северсталь» в Череповце. С Поволжья на Белое море везли нефть и мазут, с Нижнего Поволжья — соль. Из Карелии и Архангельской области в порты Скандинавии и Северной Европы через канал везли древесину.
Интенсивность судопропуска достигла максимума к 1986 году (более 62 тысячи шлюзований, свыше 7 млн тонн грузов). В 1990–е годы в связи с общим спадом производства по России судопропуск снизился до 7000 шлюзований (1996 год).
В настоящее время регулярным судоходством по каналу являются только круизные пассажирские рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловецких островов. Местных пассажирских перевозок по каналу нет после 1991 года. Регулярных грузовых рейсов по Беломорканалу также нет и его трассу полностью суда обычно проходят в случае перегонов с Севера в Европейскую часть и обратно. В южной части канала есть регулярные перевозки древесины на Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат.
Круизы по Беломорско-Балтийскому каналу
Регулярное движение пассажирских круизных судов по Беломорско-Балтийскому каналу началось в июне 2001 года рейсом теплохода
«Г. В. Плеханов» из Москвы до шлюза №18 в рамках первого речного круиза на
Соловецкие острова (от шлюза до островов туристов доставляли другим судном).
В 2004 году теплоход
«Белинский» (сейчас —
«Шлиссельбург») совершил первый круиз из Москвы через Беломорско-Балтийский канал напрямую на Соловецкие острова. Сейчас прямые рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга до Соловков через Беломорканал выполняет только теплоход
«Русь Великая», а с 2020 года такие же круизы должен выполнять теплоход
«Александр Пушкин».
Другие круизные суда, следующие маршрутом до Соловков, доходят по Беломорканалу до причала в поселке Сосновец, откуда туристов доставляют на острова на других судах. В навигацию 2020 года такие рейсы будут у теплоходов
«И. А. Крылов»,
«К. А. Тимирязев» и
«Северная сказка».
Беломорско-Балтийский канал в культуре и истории
Строительство канала стало началом массового использования труда заключенных на стройках и в дальнейшем было продолжено на строительстве
Канала имени Москвы,
Волго-Донского канала и
Волго-Балтийского канала. Первоначально заключенных обозначали как «заключенные каналоармейцы», а сокращено — з/к. От этого сокращения было образовано жаргонное слово «зек», которое позже прочно вошло в лексикон. Также именно со стройки Беломорканала в жаргонную речь прочно вошло слово «туфта», которое обозначало выражение «техника учета эффективного труда».
Шлюзы Беломорско-Балтийского канала:
Шлюз №1 (южный склон)
Шлюз №2 (южный склон)
Шлюз №3 (южный склон)
Шлюз №4 (южный склон)
Шлюз №5 (южный склон)
Шлюз №6 (южный склон)
Шлюз №7 (южный склон)
Шлюз №8 (северный склон)
Шлюз №9 (северный склон)
Шлюз №10 (северный склон)
Шлюз №11 (северный склон)
Шлюз №12 (северный склон)
Шлюз №13 (северный склон)
Шлюз №14 (северный склон)
Шлюз №15 (северный склон)
Шлюз №16 (северный склон)
Шлюз №17 (северный склон)
Шлюз №18 (северный склон)
Шлюз №19 (северный склон)
Мосты на Беломорско-Балтийском канале
Шижненский подъемный железнодорожный мост
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №2
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №10
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №13
Автодорожный поворотный мост на шлюзе №19
Города и крупные населенные пункты на Беломорско-Балтийском канале
Беломорск (город)
Надвоицы (поселок)
Повенец (поселок)
Сегежа (город)
Сосновец (поселок)
Озера в составе трассы Беломорско-Балтийском канале
Волозеро и озеро Вадло
Воицкое
Выгозеро
Маткозеро
Телекино
Торос
Шавань
Реки в составе трассы Беломорско-Балтийском канале
Нижний Выг
Повенчанка
Шижня
ГЭС на Беломорско-Балтийском канале
Выгостровская ГЭС
Маткожненская ГЭС
Палакоргская ГЭС
Новости, связанные с Беломорско-Балтийским каналом
05.09.2019 —
В 2020 году «Александр Пушкин» будет совершать круизы из Москвы и Петербурга на Соловки через Беломорканал
10.07.2017 —
Спустя три недели после ЧП, теплоход «А. С. Попов» продолжает оставаться на месте аварии
20.06.2017 —
На Беломорканале произошло ЧП с теплоходом «А. С. Попов», совершавшим круиз на Соловки
28.05.2017 —
На части Беломорско-Балтийского канала из-за погодных условий до сих пор не открыта навигация
21.02.2016 —
Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни
19.02.2016 —
Как на Соловки начали ходить круизные теплоходы
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться