Cruiseinform.RU

Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни (ФОТО)

Как на Беломорканале появился аналог затопленной Калязинской колокольни (ФОТО) 21.02.2016 21:05

Колокольня Никольского собора, возвышающаяся в водах Волги (Угличское водохранилище) у города Калязин Тверской области, известна хорошо. Мимо нее в навигацию проходят десятки пассажирских круизных судов в день, а сама колокольня стала печальным символом проекта «Большая Волга» — начавшегося в 30-е годы строительства на реке крупных гидроэлектростанций, с последующими затоплением гигантской территории. Под водами разлившихся  водохранилищ оказались леса, поля, города и деревни.

А вот о том, что в Карелии есть аналог Калязинского «маяка», а оставили колокольню, не став взрывать, в первую очередь для использования в качестве навигационного сооружения, знают далеко не все, хотя появился он на Беломорканале практически в тоже время — в первой половине 30-х годов. Правда изначально карельский собрат был иного значения — не культовое сооружение, а хозяйственная постройка, но на этом различия заканчиваются.

История появления затопленной башни на месте уничтоженной деревни Кильбо такова. Во второй половине 20-х годов XX века начались разработки проекта строительства Беломорско-Балтийского канала, для связи Онежского озера с Белым морем. Рассматривалось два варианта трассировки канала: один вариант был ближе к финской границе, а другой проходил восточнее. В итоге выбрали второй вариант — его протяженность была меньше, хотя и требовалось создать больше вспомогательных сооружений, так как это вариант канала был беднее водой и нуждался в дополнительном питании.

Но при строительстве в зону затопления попала часть Мурманской железной дороги, которую пришлось переносить к западу от трассы канала. А среди деревень, которые должны были уйти под воду Беломорканала, оказалась и деревня Кильбо, которая была расположена на трассе этой железной дороги. Жилые дома разобрали, людей отселили, но оставили нетронутой водонапорную башню, которая в первую очередь служила для заправки водой паровозов, следовавших по дороге. Почему ее не стали взрывать неизвестно: может пожалели тратить аммонал (разновидность промышленных взрывчатых веществ), который был более нужен для прокладки трассы канала среди карельских гранитных скал, а может и потому что башня была не на судовом ходу, а в стороне, и движению судов не мешала. Вполне вероятно, что сыграла свою роль и нехватка времени: канал строили в авральном темпе, начав строительство в апреле 1930 года и сдав уже в августе 1933 года. Правда итогом такой гонки стало то, что канал построили лишь в 50% от запроектированного, достраивая потом в 50-е и 70-е годы. Недаром стройка Беломора внесла в жаргон и разговорную речь такие слова, как зэк — сокращение з/к, что обозначало «заключенный каналоармеец», и туфта — от сокращения выражения «техника учета эффективного труда» (по первым буквам).

Конечно, простые формы водонапорной башни смотрятся не так привлекательно, как ажурные контуры храма, но полюбоваться этим рукотворным объектом могут ежегодно сотни туристов (в этом году - более тысячи человек), путешествующих на круизных судах в сторону Соловецких остров. Находится башня-маяк между шлюзом №13 и шлюзом №14 — это северная часть Карелии, между поселком Надвоицы и Беломорском.


Автор фотографии:  Прокофьев Владислав
Источник:  Cruiseinform.ru
Регионы:  Беломорско-Балтийский канал
Теги: республика Карелия, Беломорско-Балтийский канал

Количество показов:8997

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

3.151604014049

Новости



Последние комментарии Последние комментарии