Волго-Балтийский канал — комплекс гидротехнических сооружений на реках
Вытегра,
Ковжа и
Шексна, а также
Белом озере, расположенный в Вологодской области (Россия), являющийся ключевым звеном
Единой глубоководной системы, связывающей
реку Волгу с водным объектами Северо-Запада (
Ладожское озеро и
Онежское озеро,
реку Неву и
реку Свирь,
Беломорско-Балтийский канал), что дает выход к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям.
Строительство Волго-Балтийского канала велось с 1940-го по 1964-й годы на трассе бывшей
Мариинской водной системы, сооруженной в XIX-XX веках.
Протяженность Волго-Балтийского канала — 367 км. Из них 66 км приходится на
Рыбинское водохранилище (река Шексна), 121 км — на
Шекснинское водохранилище (река Шексна), 45 км — на Белое озеро, 70 км — река Ковжа, 25 км —
водораздельный канал (между Ковжой и Вытегрой) и 40 км — река Вытегра.
В состав Волго-Балта входят 3 гидроэлектростанции, 5 водосбросов, 25 земляных плотин и дамб, 4 искусственных водохранилища, 5 мостов на шлюзах, 2 паромные переправы, 11 пристаней, 4 эксплуатационных поселка.
На трассе Волго-Балтийского канала канала расположено 5 гидроузлов:
На реке Вытегра:
Вытегорский гидроузел, включающий в себя шлюз №1 ВБК
Белоусовский гидроузел, включающий в себя шлюз №2 ВБК
Новинковский гидроузел, включающий в себя шлюз №3, шлюз №4 и шлюз №5 ВБК
Пахомовский гидроузел, включающий в себя шлюз №6 ВБК
На реке Шексна:
Шекснинский гидроузел, включающий в себя шлюз №7 и шлюз №8 ВБК
Решение о строительстве Волго-Балтийского водного пути (канала) было принято 24 сентября 1940 года. В этом же году в городе Вытегре началось строительство шлюза №1, но в 1941 году работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. Вновь к строительству канала вернулись в 1947 году, но первоочередным стала сдача в эксплуатацию Волго-Донского канала, поэтому строительство Волго-Балта было отложено почти на десять лет.
После завершения строительства
Волго-Донского судоходного канала (1948-1952 годы) техника была перебазирована на строительство Волго-Балтийского канала. В 1956 году был готов пересмотренный проект нового водного пути, разработанный инженерами Ленинградского филиала Гидропроекта во главе с Г. А. Крыловым.
Новые гидроузлы сооружались параллельно гидроузлам Мариинской водной системы, поэтому в течение всего периода строительства Волго-Балта Мариинская система снабжала стройку техникой, оборудованием, материалами. Строительство Волго-Балта со всеми перерывами обошлось государству в 218 млн. рублей. При строительстве было переселено 218 населенных пунктов.
Время основного строительства нового пути составило 60 месяцев. Сквозное движение по Волго-Балтийскому каналу открылось 4 июня 1964 года. Первым пассажирским судном, прошедшим по каналу, стал теплоход
«Красногвардеец» из
Северо-Западного речного пароходства, который открыл пассажирскую линию Ленинград — Ярославль.
Для увеличения сроков продления навигации в 1978-1980 годах на шлюзах №1-№6 (река Вытегра) были смонтированы воздуходувные установки, которые позволили работать шлюзам в ледовой обстановке. Продолжительность навигации увеличилась до 270 дней.
Из-за роста грузооборота по каналу в 1980 году началось строительство второй нитки судоходного шлюза (шлюз №8) на Шекснинском гидроузле (река Шексна), которое затянулось почти на 15 лет: строительные работы были начаты еще в 1980 году, завершены в 1990 году, а первое шлюзование состоялось в 1994 году.
В конце 2000-х и начале 2010-х годов все гидроузлы на реке Вытегре были реконструированы и построены современные причальные стенки.
Волго-Балтийский канал входит в границы хозяйственной и административной деятельности
ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Судоходные сооружения на реке Вытегре относятся к ведению Вытегорского района гидросооружений и судоходства, а на реке Шексне — к Шекснинскому району гидросооружений и судоходства.
Навигация на Волго-Балтийском канале начинается 30 апреля с началом судопропуска на шлюзах №1-№8, а завершается 15 ноября. В случае погодных условий (поздняя весна и ранняя зима) судопропуск может быть перенесен на 1-1,5 недели позже, либо завершен на столько же досрочно.
Реки Вытегра, Ковжа и Шексна, а также озеро Белое, входящие в состав Волго-Балтийского канала, относятся к водным бассейнам разряда «Р».
Судоходные шлюзы, расположенные на Волго-Балтийском канале:
—
Шлюз №1
—
Шлюз №2
—
Шлюз №3
—
Шлюз №4
—
Шлюз №5
—
Шлюз №6
—
Шлюз №7
—
Шлюз №8
Водохранилища, расположенные на Волго-Балтийском канале:
—
Вытегорское водохранилище (река Вытегра)
—
Белоусовское водохранилище (река Вытегра)
—
Новинковское водохранилище (река Вытегра)
—
Шекснинское водохранилище (река Шексна)
Мосты, расположенные на Волго-Балтийском канале:
—
Автодорожный мост через шлюз №1 Волго-Балтийского канала в Вытегре
—
Октябрьский автодорожный мост (Череповец)
—
Петропавлоский автодорожный мост (Иванов Бор)
—
Шекснинский автодорожный мост (Шексна)
—
Шекснинский железнодорожный мост (Шексна)
Города и населенные пункты, расположенные на Волго-Балтийском канале:
—
Анненский мост (село)
— Анхимово (деревня)
— Белозерск (город)
— Белоусово (поселок)
— Белый Ручей (поселок)
— Волоков Мост (поселок)
—
Вытегра (город)
— Девятины (село)
— Депо (поселок)
— Иванов Бор (деревня)
—
Ирма (село)
—
Кузино (причал)
—
Крохино (село)
— Новинки (поселок)
— Топорня (поселок)
—
Череповец (город)
—
Шексна (поселок)
— Ялосарь (деревня)
Также по теме:
—
На Волго-Балтийском водном пути началась навигация 2017 года
Теги:
Волго-Балтийский канал,
Вологодская область
Комментарии (0)
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться